Генеральный директор Ghostery говорит, что регулирование не спасет нас от рекламных трекеров

Headshot of Ghostery CEO Jean-Paul Schmetzthe Ghostery logo

Мир онлайн-рекламы значительно изменился с тех пор, как Ghostery впервые запустился в 2009 году, чтобы помочь людям понять и блокировать все способы, которыми рекламодатели отслеживали их.

С тех пор Ghostery и блокировка рекламы в целом привлекли значительное количество пользователей. (В случае Ghostery, компания заявляет, что ее продукт был загружен более 100 миллионов раз, а 7 миллионов человек используют приложение или расширение для браузера ежемесячно.) В то же время, крупные браузеры пообещали более дружелюбные к конфиденциальности функции, и Европейский Союз даже попытался регулировать этот вопрос с помощью законодательства, известного как GDPR.

По случаю 15-летия Ghostery, TechCrunch побеседовал с генеральным директором Жан-Полем Шметцем, чтобы обсудить стратегию компании, состояние отслеживания рекламы и почему он не считает, что регулирование является наиболее эффективным путем защиты конфиденциальности в интернете.

Это интервью было сокращено для ясности.

Мы здесь, чтобы поговорить о 15-летии Ghostery. Может быть, лучше начать с вашей собственной вовлеченности: какова ваша история с Ghostery?

Я стал активно участвовать в 2016 году, примерно на полпути 15 лет, когда мы приобрели Ghostery.

Если вернуться к 2008 или 2009 году, это было время, когда интернет начал меняться. Потому что до этого времени Google был довольно приватной компанией, просто занимаясь поиском, не было больших индустриальных трекеров, о которых можно было бы говорить. Но Facebook появлялся со всеми видами социального профилирования и так далее, и группа инженеров, включая меня (я тогда больше занимался поиском), начали замечать, что нам не нравится, как наш браузер используется для невидимого отправления сигналов множеству третьих сторон.

Так что вы начинаете просто блокировать [трекеры], что, по сути, и есть Ghostery, и многие [другие продукты], появившиеся в то время. Затем вы замечаете, что видите меньше рекламы, а потом замечаете, что вам, очевидно, не слишком нравится реклама. Так что вы начинаете блокировать это. И в итоге, за последние 15 лет, это стала нарастающей тенденцией в индустрии - стремление к все большему количеству сторонних [трекеров], все большему количеству происходящего за вашей спиной.

И когда вы говорите, что купили Ghostery, это было через Cliqz, верно?

Верно. Тогда Cliqz был поисковой системой. И мы заметили, что как независимой поисковой системе, нам нужен был браузер, потому что Google нас не продвигал, Firefox был связан с Google, Safari был связан, в общем, все были связаны с Google, поэтому мы решили, что нам нужен собственный браузер. И из-за этой истории, которую я только что упомянул, мы хотели браузер, который бы, сразу из коробки, заботился об отслеживании и блокировке и т.д. Вот так мы и стали интересоваться приобретением Ghostery, чтобы иметь эту возможность.

[Поисковая система Cliqz затем была приобретена браузером, ориентированным на конфиденциальность, Brave, который использовал технологию для запуска собственной поисковой системы.] Существует ли по-прежнему идея использования поисковой системы и браузера вместе, используя Brave и Ghostery вместе?

Теперь Ghostery — это расширение. Так что у него есть преимущество для некоторых людей: вы можете продолжать использовать инструменты, к которым привыкли. Если вам нравится Safari, установите Ghostery поверх него, если вам нравится Chrome, установите Ghostery поверх него.

Brave — это изменение образа жизни. Оба они одинаково хороши, я бы сказал, но нам, безусловно, проще привлекать пользователей, просто потому что мы предлагаем очень незначительное решение, верно? Вы просто загружаете расширение. Вам не нужно менять свои пароли, закладки — всё будет работать так, как и раньше.

Когда вы смотрите на Ghostery 10, мы уделяем много внимания тому, чтобы обычные пользователи имели хороший пользовательский интерфейс: он не слишком технический, он много информирует вас, и он отступает, если веб перестает работать по какой-то причине. Мы тратим много времени, не предполагая, что наши пользователи — супер-технари, которые могут всё понять, поэтому мы помогаем им принять правильное решение отключить анти-треккинг на следующие пять минут.

Более того, кажется, что количество трекеров продолжает расти?

Количество, безусловно, увеличилось, значительно. Был небольшой спад или развилка на дороге, когда вступил в силу GDPR в Европе, когда мы сначала заметили снижение, а затем массовый рост, когда компании смогли разобраться со своими слоями согласия и подобными вещами.

На данный момент мы замечаем сдвиг в сторону первых партий кукисов против третьих партий, но это, вероятно, изменилось на этой неделе, когда Google объявил, что они не будут удалять куки третьих сторон.

Это немного неясно, что будет дальше, я действительно верю, что Google хочет заблокировать куки третьих сторон, но издатели, рекламодатели, конкурирующие компании все подняли шум и сказали: «Подождите минуту, если вы это сделаете, вы повредите моему бизнесу».

И Google [на этой неделе] объявил, что они сделают это выбором для пользователя. Это очень интересно, потому что они не говорят, выбор — это включить конфиденциальность или отключить её. Мы увидим, как это будет, но проблема в том — и причина, по которой Ghostery остается крайне актуальным — в том, что просто нельзя доверять крупным IT-компаниям или регулированию, что они придут вам на помощь.

Я хочу поговорить о обеих этих категориях: крупные IT-компании и регулирование. Вы упомянули, что с GDPR был разворот, где сначала было небольшое снижение отслеживания, а затем оно снова выросло. Это произошло потому, что компании осознали, что могут просто заставить людей согласиться на отслеживание?

Что произошло, так это то, что в США оно продолжало расти, а в Европе значительно снизилось. Но затем компании начали создавать эти слои согласия. И когда они это поняли, отслеживание вернулось. В США отслеживания, безусловно, больше, чем в Европе.

Так что это имело воздействие, но не изменило траекторию?

Это имело воздействие, но не было достаточно. Потому что эти слои согласия предназначены для того, чтобы заставить вас сказать «да». И потом, если вы говорите «да», они больше не спрашивают, в то время как если вы говорите «нет», они продолжают спрашивать. Но, к счастью, если вы говорите «да» и у вас установлен Ghostery, это не имеет значения, потому что мы всё равно блокируем это.

И тогда у крупных IT-компаний есть огромное преимущество, потому что они всегда получают согласие, верно? Если вы не можете что-то искать в Google, не нажав на синюю кнопку, вы даёте им доступ ко всем своим данным, и вам придётся полагаться на таких, как мы, чтобы очистить это.

Итак, когда речь идёт о крупных IT-компаниях и их браузерах, они также говорят о том, что предпринимают дополнительные меры против кукисов и других видов отслеживания. Вы думаете, что они добились значимого прогресса?

Safari, безусловно, сделал это в какой-то момент и почти разрушил бизнес Facebook. Но, как видите, Facebook восстановился, верно? Так что они находят способы, потому что сами браузеры боятся идти до конца, потому что это действительно влияет на работу некоторых сайтов. В Ghostery мы можем защитить наших пользователей и учитывать то, что они видят. Я не знаю, как это происходит, когда вы работаете в Safari, и у вас миллиард пользователей или сколько их там, верно? Это другая игра.

Моё мнение, что браузеры по своей природе будут действовать намного медленнее, чем расширения. Мы можем быть на передовой. Но также ясно, что если мы делаем что-то, что действительно работает и что пользователи абсолютно хотят, браузеры в конце концов нас скопируют.

До нашего разговора я пытался найти какие-то цифры о использовании блокировщиков рекламы за последнее десятилетие. Не знаю, есть ли что-то определённое, но моё ощущение, что рост замедлился за последние несколько лет. У вас тоже такое ощущение?

Мы не видим это так.